Олимпиада по обществознанию

               
          Предметная олимпиада — состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.
              Всероссийская олимпиада школьников — система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы.
    Всероссийская олимпиада школьников  по обществознанию имеет свои традиции и особенности; проходит в несколько этапов:
  • школьный этап
  • муниципальный этап
  • региональный этап
  • заключительный этап
                  Центральный оргкомитет олимпиады предлагает на школьном и муниципальном этапах олимпиады следующие типы заданий:


Проверяемые УУД
Школьный этап/муниципальный этап
Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,  экономической  теории,  политологии,  культурологии,  правоведения, этики,  социальной  психологии  и  философии.
Задания  с  рядами  понятий,  имен,  фактов общественной жизни и т.д.:
1.  По  какому  принципу  образованы  ряды?  Назовите  общее  для  приведенных  ниже элементов, объединяющее их.
2.  Продолжите  ряды  (вариант  с  дополнительным  заданием —  приведите  примеры, характеризующие  дополнительные  элементы рядов).
3. Заполните пропуск в ряду.
4. Выявление лишнего в ряду и объяснение своего выбора.
Обществоведческий кроссворд
Умение  объяснять  явления  и  процессы  социальной действительности с научных,
социально-философских  позиций;  рассматривать  их  комплексно  в  контексте сложившихся  реалий  и  возможных  перспектив.
Работа  с  таблицами,  графиками  и  диаграммами по анализу приведенных данных
Способности  анализировать  реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей.
Познавательные задачи
-анализ правовой ситуации,
-рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа.
Задания  по  работе  с  изобразительным  рядом
-  опознание  элементов  изобразительного ряда,  их  группировка,  соотнесение  с  обществоведческими  понятиями,  теориями,  социальными явлениями.
Умение  выполнять  познавательные  и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках  и  в  доступной  социальной  практике:
ü причинно-следственный анализ;
ü определение  сущностных  характеристик;
ü поиск  и  извлечение  информации  по  заданной теме;
ü перевод информации из одной знаковой системы в другую.
Выбор из перечня.  Поиск  в данном  перечне
элементов по определенным критериям.
1.  Определение  правильности  или  ошибочности утверждений («да» — «нет»).
Работа со схемами
1)  составьте  схему,  используя  все  предложенные  понятия  и  термины.  В  схеме  отразите их соотношение;
2) начертите схему, которая отражает принципы взаимодействия, например, государства,  права  и  личности  в  демократическом
правовом  государстве  с  использованием…
(дается список терминов).
Работа  с  таблицами,  графиками  и  диаграммами по анализу приведенных данных
Проанализируйте графические изображения
экономических процессов
Заполните сравнительную таблицу
Работа с обществоведческими текстами:
1.  Заполнение  пропущенных  слов  и  словосочетаний (варианты: из данного списка; без приведенного списка).
2. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции.
3.  Задания  к  тексту  по  его  анализу,  поиску примеров,  характеризующих  основные  теоретические  положения,  содержащиеся  в тексте.
4. Поиск и исправление ошибок в тексте.
Объяснение  изученных  положений  на конкретных примерах.
Формулирование краткого ответа на задание:
«Представьте  себе  такую  ситуацию.  Вам нужно  убедиться  в  том,  что  социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются  правовыми.  Сформулируйте  пять  вопросов,  которые  позволят  вам  убедиться  в
этом»
Сформированность  умений  обобщать, анализировать и оценивать информацию:
теории, концепции, факты, имеющие отношение  к  общественному  развитию  и  роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников.
Владение  знаниями  о  многообразии
взглядов  и  теорий  по  тематике  общественных наук.
Задание на установление соответствия
Сформированность  мировоззренческой,
ценностно-смысловой  сферы  обучающихся,  российской  гражданской  идентичности,  поликультурности,  толерантности,  приверженности  ценностям,  закреплённым  Конституцией  Российской Федерации.
Формирование  целостного  восприятия всего  спектра  природных,  экономических, социальных реалий.
Все типы заданий




Наиболее распространенными типами заданий олимпиады по обществознанию являются (примеры для каждого типа задания даны в соответствующих изданиях, о которых сказано ниже):

1.  Задания с рядами понятий, имен, фактов общественной жизни и т.д.:
1.1. По какому принципу образованы ряды? Назовите общее для приведенных ниже элементов, объединяющее их.

1.2. Продолжите ряды (вариант с дополнительным заданием – приведите примеры, характеризующие дополнительные элемента рядов).

1.3. Заполните пропуск в ряду.

1.4. Выявление лишнего в ряду и объяснение своего выбора.

2. Выбор из перечня. Поиск в данном перечне элементов по определенным критериям.

3. Определение правильности или ошибочности утверждений («да» – «нет»).

4. Соответствие элементов из двух перечней (например, имена ученых и научные идеи).

5. Работа со схемами (например: 1) составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение; 2) начертите схему, которая отражает принципы взаимодействия, например, государства, права и личности в демократическом правовом государстве с использованием… (дается список терминов).

6. Работа с таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных.

7. Задания по работе с обществоведческими понятиями:

7.1. Грамотность написания обществоведческих терминов.

7.2. Замена выделенного фрагмента обществоведческим термином.

7.3. Обществоведческий кроссворд.

8. Работа с обществоведческими текстами:

8.1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний (варианты: из данного списка; без приведенного списка).

8.2. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции.

8.3. Задания к тексту по его анализу, поиску примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте.

8.4. Поиск и исправление ошибок в тексте.

9. Познавательные задачи (например: анализ правовой ситуации, рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа).

10. Задания по работе с изобразительным рядом (опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с обществоведческими понятиями, теориями, социальными явлениями).

11. Развернутые тексты:

11.1. Формулирование краткого ответа на задание (например, «Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом»).
11.2. Подготовка мини-проекта.


СРОКИ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ - 11.11.13-13.11.13 - олимпиада проходит в интернет-формате http://olymp74.ru/index.php?razd=0&page=event&id=450 
На Олимпийском портале можно познакомиться с заданиями прошлых лет.


СРОКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ - В ПЕРИОД С 15.11. ДО 15.12.2013 ГОДА -  олимпиада проходит в традиционной форме

Материалы олимпиад прошлых лет:
 Обществознание, 9 класс - региональный этап
 Обществознание, 9 класс - муниципальный этап 


Материалы для подготовки к олимпиаде:
- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии / Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.
- Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие / Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005.
- Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006.
- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008.
- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение, 2008.
- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3 – М.: Просвещение, 2012.
Для подготовки заданий также можно использовать информацию интернет-ресурсов:
http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ.
http://www.medvedev-da.ru/ – сайт Президента РФ Д.А. Медведева.
http://premier.gov.ru/ – официальный сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина.
http://www.gov.ru/ – сервер органов государственной власти РФ.
http://www.edu.ru/ федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.
http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.
http://www.mioo.ru – сайт Московского институт открытого образования.
http://ecsocman.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика,       социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
http://www.philos.msu.ru/library.php – библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
http://www.philososophe.ru/   – философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.
http://www.garant.ru/ – «Гарант» (законодательство с комментариями).
http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc – учебные программы курсов по выбору по истории, обществознанию, экономике.
http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика и жизнь».
http://people.nnov.ru/iq/soc.htm – курс лекций по социологии.
http://www.isn.ru/sociology.shtml – российская сеть информационного общества.
http://socio.rin.ru/ – на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература.
http://socio.lex.narod.ru/ – лекции по социологии.
http://soc.lib.ru/ – электронная библиотека «Социология, психология, управление».
http://polit.mezhdunarodnik.ru/ – сайт «Политология в России».
http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ – практикум по политологии:
http://www.religio.ru/u4.html – информационный портал «Мир религий» представляет новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы.
http://www.antropolog.ru/ – электронный альманах о человеке.
http://filosofia.ru/ – электронная библиотека философии и религии: книги, статьи, рефераты и др.
http://filosof.historic.ru/ – электронная библиотека по философии. 
http://www.gubernator74.ru - Официальный сайт Губернатора Челябинской области Михаила Юревича.
http://www.ural-chel.ru - Официальный сайт Губернатора и Правительства Челябинской области.
http://www.zs74.ru - Законодательное Cобрание Челябинской области.
http://www.chelindustry.ru - Сайт Челябинской области.








Комментариев нет:

Отправить комментарий