Предметная олимпиада — состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.
Всероссийская олимпиада школьников — система ежегодных предметных олимпиад
для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных
образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы.
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию имеет свои традиции и особенности; проходит в несколько этапов:- школьный этап
- муниципальный этап
- региональный этап
- заключительный этап
Проверяемые УУД
|
Школьный этап/муниципальный этап
|
Знание
ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории,
политологии,
культурологии, правоведения,
этики, социальной психологии
и философии.
|
Задания с
рядами понятий, имен,
фактов общественной жизни и т.д.:
1. По
какому принципу образованы
ряды? Назовите общее
для приведенных ниже элементов, объединяющее их.
2. Продолжите
ряды (вариант с
дополнительным заданием — приведите
примеры, характеризующие
дополнительные элементы рядов).
3.
Заполните пропуск в ряду.
4.
Выявление лишнего в ряду и объяснение своего выбора.
Обществоведческий кроссворд
|
Умение объяснять
явления и процессы
социальной действительности с научных,
социально-философских позиций;
рассматривать их комплексно
в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив.
|
Работа
с таблицами, графиками
и диаграммами по анализу приведенных
данных
|
Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных
социальных
ролей.
|
Познавательные задачи
-анализ
правовой ситуации,
-рассмотрение
исторического примера через призму обществоведческого анализа.
Задания по
работе с изобразительным рядом
- опознание
элементов изобразительного
ряда, их группировка, соотнесение
с обществоведческими понятиями,
теориями, социальными явлениями.
|
Умение выполнять
познавательные и практические
задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и
в доступной социальной
практике:
ü
причинно-следственный анализ;
ü
определение
сущностных характеристик;
ü
поиск
и извлечение информации
по заданной теме;
ü
перевод информации из одной знаковой системы в
другую.
|
Выбор из перечня. Поиск
в данном перечне
элементов по определенным критериям.
1. Определение
правильности или ошибочности утверждений («да» — «нет»).
Работа со схемами
1) составьте
схему, используя все
предложенные понятия и
термины. В схеме
отразите их соотношение;
2)
начертите схему, которая отражает принципы взаимодействия, например,
государства, права и
личности в демократическом
правовом государстве
с использованием…
(дается
список терминов).
Работа
с таблицами, графиками
и диаграммами по анализу
приведенных данных
Проанализируйте
графические изображения
экономических
процессов
Заполните
сравнительную таблицу
Работа с обществоведческими текстами:
1. Заполнение
пропущенных слов и
словосочетаний (варианты: из данного списка; без приведенного списка).
2.
Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции.
3. Задания
к тексту по
его анализу, поиску примеров, характеризующих основные
теоретические положения, содержащиеся в тексте.
4.
Поиск и исправление ошибок в тексте.
|
Объяснение изученных
положений на конкретных
примерах.
|
Формулирование краткого ответа на
задание:
«Представьте себе
такую ситуацию. Вам нужно
убедиться в том,
что социальные нормы, с
которыми вы ознакомились, являются
правовыми. Сформулируйте пять
вопросов, которые позволят
вам убедиться в
этом»
|
Сформированность умений
обобщать, анализировать и оценивать информацию:
теории,
концепции, факты, имеющие отношение
к общественному развитию
и роли личности в нём, с целью
проверки гипотез и интерпретации данных различных источников.
Владение знаниями
о многообразии
взглядов и
теорий по тематике
общественных наук.
|
Задание на установление соответствия
|
Сформированность мировоззренческой,
ценностно-смысловой сферы
обучающихся, российской гражданской
идентичности,
поликультурности,
толерантности,
приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации.
Формирование целостного
восприятия всего спектра природных,
экономических, социальных реалий.
|
Все типы заданий
|
Наиболее распространенными типами заданий
олимпиады по обществознанию являются (примеры для каждого типа задания даны в
соответствующих изданиях, о которых сказано ниже):
1. Задания с рядами понятий, имен, фактов
общественной жизни и т.д.:
1.1. По какому принципу образованы ряды? Назовите
общее для приведенных ниже элементов, объединяющее их.
1.2. Продолжите ряды (вариант с дополнительным
заданием – приведите примеры, характеризующие дополнительные элемента рядов).
1.3. Заполните пропуск в ряду.
1.4. Выявление лишнего в ряду и объяснение своего
выбора.
2. Выбор из перечня. Поиск в данном перечне элементов
по определенным критериям.
3. Определение правильности или ошибочности
утверждений («да» – «нет»).
4. Соответствие элементов из двух перечней (например,
имена ученых и научные идеи).
5. Работа со схемами (например: 1) составьте схему,
используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение;
2) начертите схему, которая отражает принципы взаимодействия, например,
государства, права и личности в демократическом правовом государстве с использованием…
(дается список терминов).
6. Работа с таблицами, графиками и диаграммами по
анализу приведенных данных.
7. Задания по работе с обществоведческими понятиями:
7.1. Грамотность написания обществоведческих терминов.
7.2. Замена выделенного фрагмента обществоведческим
термином.
7.3. Обществоведческий кроссворд.
8. Работа с обществоведческими текстами:
8.1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний
(варианты: из данного списка; без приведенного списка).
8.2. Выделение в тексте положений, характеризующих
различные позиции.
8.3. Задания к тексту по его анализу, поиску примеров,
характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте.
8.4. Поиск и исправление ошибок в тексте.
9. Познавательные задачи (например: анализ правовой
ситуации, рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого
анализа).
10. Задания по работе с изобразительным рядом
(опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с
обществоведческими понятиями, теориями, социальными явлениями).
11. Развернутые тексты:
11.1. Формулирование краткого ответа на задание
(например, «Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные
нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов,
которые позволят вам убедиться в этом»).
11.2. Подготовка мини-проекта. СРОКИ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ - 11.11.13-13.11.13 - олимпиада проходит в интернет-формате http://olymp74.ru/index.php?razd=0&page=event&id=450
На Олимпийском портале можно познакомиться с заданиями прошлых лет.
СРОКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ - В ПЕРИОД С 15.11. ДО 15.12.2013 ГОДА - олимпиада проходит в традиционной форме
Материалы олимпиад прошлых лет:
Обществознание, 9 класс - региональный этап
Обществознание, 9 класс - муниципальный этап
Материалы для подготовки к олимпиаде:
- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию:
материалы и комментарии / Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.:
Школа-пресс, 2003.
- Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое
пособие / Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005.
- Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по
обществознанию в 2006 г.:
Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006.
- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание.
Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008.
- Козленко С.И., Козленко И.В.
Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение, 2008.
- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады.
Вып. 3 – М.: Просвещение, 2012.
Для подготовки заданий также можно использовать информацию
интернет-ресурсов:
http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ.
http://www.medvedev-da.ru/ –
сайт Президента РФ Д.А. Медведева.
http://premier.gov.ru/ –
официальный сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина.
http://www.gov.ru/ – сервер органов государственной власти РФ.
http://www.edu.ru/
– федеральный портал
«Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета,
нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.
http://www.rusolymp.ru
– федеральный портал российских олимпиад школьников.
http://www.mioo.ru
– сайт Московского институт открытого образования.
http://ecsocman.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика,
социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической
истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов,
посвященные проблемам исторического пути России.
http://www.philos.msu.ru/library.php – библиотека
философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
http://www.philososophe.ru/
– философский портал «Философия в
России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии
и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.
http://www.garant.ru/ – «Гарант» (законодательство с
комментариями).
http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc – учебные программы курсов по выбору по
истории, обществознанию, экономике.
http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика
и жизнь».
http://people.nnov.ru/iq/soc.htm – курс лекций по социологии.
http://www.isn.ru/sociology.shtml – российская сеть
информационного общества.
http://socio.rin.ru/
– на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и
их результаты, рефераты по социологии, литература.
http://socio.lex.narod.ru/ – лекции по
социологии.
http://soc.lib.ru/ – электронная библиотека «Социология,
психология, управление».
http://polit.mezhdunarodnik.ru/
– сайт «Политология в России».
http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ – практикум по
политологии:
http://www.religio.ru/u4.html – информационный портал «Мир
религий» представляет новости мировых религий, библиотеку религиозной
литературы.
http://www.antropolog.ru/ – электронный альманах о
человеке.
http://filosofia.ru/ – электронная библиотека
философии и религии: книги, статьи, рефераты и др.
http://filosof.historic.ru/ – электронная библиотека по философии.
http://www.gubernator74.ru
- Официальный сайт Губернатора
Челябинской области Михаила Юревича.
http://www.ural-chel.ru - Официальный сайт Губернатора и Правительства
Челябинской области.
http://www.zs74.ru
- Законодательное Cобрание
Челябинской области.
http://www.chelindustry.ru
- Сайт Челябинской области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий